Logo (Main page)
Special Astrophysical Observatory RAS

English
   О нас      Подразделения     Телескопы     Наука     ЦКП/УНУ     Издания     Образование     Сервис     Контакты  

Презентация проекта "Маршрут «Жемчужные тропы»" в рамках резиденции современных художников в САО РАН

21 апреля состоялось открытие проекта Лизы Артамоновой и Илины Червонной "Маршрут «Жемчужные тропы»" в рамках Третьего проекта художественной резиденции Gogova Foundation.

Достопримечательности Маршрута "Жемчужные тропы" - это объекты и ситуации, расположенные в пяти локациях Нижней научной площадки САО РАН. Презентационный зал (дом № 5), Новый филиал музея (дом № 1), Фонтан (северная сторона дома № 1), гостиница и макетные мастерские составляют единый маршрут.

Вот как описывают происходящее сами художницы:

"Проект обращается к феномену туризма, который является самодовлеющей ценностью современности, формируя определенный образ мышления. Авторы задаются вопросом: что такое достопримечательности? С одной стороны это "точки сборки" текущей реальности, утверждающие ее правомерность и фиксирующие сложившееся положение дел, а с другой стороны - податливые, пластичные структуры, конечная конфигурация и устойчивость которых социально обусловлены и зависят от интерпретации. То есть их смысл и значение могут кардинально меняться. В более общем смысле достопримечательностью может стать любое явление или объект, который может быть не замечен смотрящим, но ценность которого передается через коммуникацию (например, великолепный закат или аромат роз). Результатом такой передачи является формирование определенной модели восприятия мира и выстраивания отношений с ним. Таким образом, достопримечательности обретают свое значение в качестве инструмента рефлексии, источника осознания ценности взаимодействия и взаимосвязанности.

Институциональные версии туризма зачастую затемняют значение локального контекста. Через опыт этой работы можно уйти от стереотипов запланированного кем-то взгляда на другой уровень - уровень сопричастности. Соавторами проекта "Буковский синдром" стали многие жители поселка: авторы Маршрута "Жемчужные тропы" попросили местных жителей описать в свободной форме (анонимно), что для них является буковским синдромом. Запрос был встречен с невероятным интересом и соучастием. Сергей Коротков (местный житель) предложил свою музыку, и в дальнейшем идея проекта "Буковский синдром" разрослась до самостоятельной инсталляции, которую авторы Маршрута назвали "Буковский синдром: ситуация №.3". Здесь, внутри "сердца" "Буковского синдрома" можно почувствовать нерв места.

Авторами "Ситуации №.3" стали местные жители: Виктор Городовой, Илья Якунин, Сергей Коротков, Денис Растегаев, Алексей Медведев, Алексей Шеньшин, Юлия Горнова. Ребята воссоздали атмосферу своих гаражных вечеринок. Зрители могли проникнуть внутрь "Буковского синдрома" и попробовать узнать от самих ребят, что же это такое?

В экспозиции Нового филиала музея (первый дом) представлено собрание слепков рук местных жителей. Романтизированная тоска по аутентичности потребителей культурных аттракционов (достопримечательностей) и озабоченность естественностью лежат в основе современного образа мышления. Считается, что реальность и подлинность находятся где-то в других измерениях. А что, если перенести фокус внимания с недоступных измерений на то общество, которое существует в непосредственном поле зрения?".

Участниками "Ситуации №.2", представленной в помещении макетных мастерских, стали музыканты местной группы "КБ", состоящей из научных сотрудников САО: Александр Москвитин, Сергей Комаринский, Алексей Медведев и Роман Уклеин.

А вот что написал о проекте Александр Юрьевич Буренков, главный специалист Государственного центра современного искусства (Москва), который приехал в составе делегации гостей специально для участия в презентации проекта: "Проект Лизы Артамоновой и Илины Червонной "Маршрут «Жемчужные тропы»" демонстрирует очень точное попадание темы первой художественной резиденции Gogova Foundation в САО, которая самим своим появлением в горах Кавказа поднимает вопросы о целесообразности множащегося количества художественных резиденций, вопросах творческой мобильности и арт-туризма. Феномен туризма сегодня является основной массовой практикой апроприации художественной культуры, а биеннальный и художественный туризм, как и пузырь всего художественного рынка, - ядром современного капитализма. Мы имеем дело с ритуалом, позволяющим участникам почувствовать себя приобщенными к сфере "высокой культуры", которая, несмотря на отсутствие у большинства интереса к ней в рамках повседневной жизни, воспринимается все же как безусловная ценность. В этом смысле проект Артамоновой и Червонной, открывающий первый сезон художественной резиденции в Нижнем Архызе и предполагающий паломничество гостей выставки из других городов и регионов, выглядит не только важным жестом саморефлексии, но и ироничным размышлением художниц о своем положении резидентов-первопроходцев, создающих новые культурные туристические достопримечательности научного городка, пускай и всего на три месяца".

И далее публикуем отзыв нижегородского художника Артема Филатова, тоже бывшего в числе гостей: "По следам выставочного проекта "Обсерватория" в САО РАН в 2016 году Gogova Foundation решили перенести программу резиденций из Баку в поселок Нижний Архыз, в родную Карачаево-Черкесию. Первая резиденция при обсерватории открылась проектом Лизы Артамоновой и Илины Червонной - "Маршрут «Жемчужные тропы»", столкнув туристический образ мышления и внутреннее самосознание жителей поселка. При этом художницы сконцентрировали внимание на культуре, носителями которой в своей основе являются молодые сотрудники научного центра, имеющие свою собственную идентификацию не столько с Нижним Архызом, сколько с Буково - историческим названием поселка. После акцентировано мифических, подтасованных объектов, созданных художницами в качестве зеркала на интересы типичного туриста, мы постепенно перестаем быть чужаками, смотрящими на коренных аборигенов издали, и посредством экспозиции, разбросанной по ближайшей территории и зданиям, погружаемся в репетицию местной спейс-рок группы "КБ", в составе которой играют сотрудники обсерватории. Через призму стороннего взгляда мы узнаем о многогранной, самодостаточной и неформальной культуре академгородка вопреки своим «туристическим» представлениям".

Художницы выражают огромную благодарность всем, кто принимал участие в их проекте: кроме перечисленных выше ребят, ставших соавторами "Буковского синдрома" и "Ситуации №.2", это Меликидзе Важа, его жена Марина и их сын Михаил, Евгений Романюта и сотрудники макетных мастерских, Александр Станкевич и бригада электриков, Сергей Ягодка, Лариса Мартынова и коллектив гостиницы ННП, Лариса Мысина, Лариса Синянская, Вероника Синянская, Надежда Калинина, Андрей Желенков, Ренат Ардиланов, Виктория Городовая, Надежда Михайловна Кучаева, Виктор Долженко, Валерий Царьков.

"Особую благодарность выражаем фонду Gogova и лично Юрию Юрьевичу Балеге, ставшему духовным вдохновителем организации резиденции современных художников в САО, Валерию Валентиновичу Власюку и Екатерине Филипповой за предоставление прекрасной возможности для молодых художников. Подобные инициативы очень важны для развития и поддержки современного искусства в России. Следует отметить, что это одна из немногих резиденций в нашей стране подобного уровня",- отметили Илина Червонная и Лиза Артамонова.

Текст подготовила Е. Филиппова.

Фото: фотоархив журнала Tatler, Червонная И., Артамонова Л., Гогова М., Пальмин Ю., Желенков А., Пустильник Я.

Открытие 3-го проекта художественной резиденции "Маршрут «Жемчужные тропы»" художниц Лизы Артамоновой и Илины Червонной

Gogova Foundation представляет проект Лизы Артамоновой и Илины Червонной "Маршрут «Жемчужные тропы»".

Специальная астрофизическая обсерватория РАН, Нижний Архыз, Карачаево-Черкесская Республика, 22 апреля - 20 июня 2018 года.

21 апреля 2018 года в Специальной астрофизической обсерватории РАН в Карачаево-Черкесской Республике будет представлен персональный проект участниц третьей художественной резиденции Gogova Foundation Лизы Артамоновой и Илины Червонной - художниц из России.

Проект получил название "Маршрут «Жемчужные тропы»" и представляет собой туристический маршрут, в котором уже существующие артефакты и достопримечательности региона соседствуют с только что созданными художницами предметами искусства. Проект также включает в себя путеводитель по маршруту и фильм о его создании.

"Авторы проекта "Маршрут «Жемчужные тропы»" предпринимают попытку переосмыслить явление туризма как предложенного путешественнику стандартного набора достопримечательностей и впечатлений. В своем стремлении к познанию мира современный путешественник стараниями туристической индустрии попадает в ловушку стереотипов, в результате чего полученный опыт перестает иметь уникальную и значимую ценность. История места создается на глазах, памятникам культуры придается новое значение, а за созданием современных достопримечательностей и связанных с ними легенд стоят маркетинговые технологии. Поэтому современные туристические маршруты являются продуктом переплетения реальности, вымысла и потенциальных ожиданий, связанных настолько тесно, что отделить эти элементы друг от друга уже невозможно. Каждый способен создать собственный культурный аттракцион, который при этом будет смотреться достоверно. Таким образом, современные туристические места обретают свое значение уже не в культурно-историческом контексте, а в качестве инструмента осознания ценности взаимосвязанности жизни. Подталкивающие к путешествию мотивы туриста запускают процесс, в котором он является как участником, так и его создателем и критиком одновременно".

Илья Якунин, астроном

Gogova Foundation - некоммерческий Фонд поддержки современного искусства и культуры, основанный Марианой Губер-Гоговой в 2016 году. Задачи Фонда: продвижение молодых российских художников в России, ближнем и дальнем зарубежье, организация некоммерческих выставок, в том числе в государственных институциях, создание программы резиденций для художников из нескольких регионов, создание образовательной программы, объединяющей художников, арт-критиков и кураторов. Среди проектов Фонда - персональная выставка Оли Кройтор в Государственном Музее им. Кастеева (Алматы), выставка "Обсерватория", объединившая художников из России и Австрии на территории Специальной астрофизической обсерватории в Нижнем Архызе (Карачаево-Черкесская Республика), проекты Владимира Абиха "Выставка для потомков" и Ульяны Подкорытовой INVENTIO (Баку).

Gogova Foundation Artists Residency - резиденция для молодых художников, первые два проекта которой были реализованы в 2017 году в Баку, Азербайджан. С 2018 года резиденция находится в Нижнем Архызе в Карачаево-Черкесской Республике. В экспертный совет входит Суад Гараева (Yarat), Джаррет Грегори (Hirshhorn Museum, Washington), Мариана Губер-Гогова (Gogova Foundation, Artwin Gallery), Екатерина Иноземцева (Музей современного искусства "Гараж"), Алексей Новоселов (ММОМА), Симон Мраз (Австрийский культурный форум) и Ольга Нефедова (независимый консультант и куратор).

Лиза Артамонова родилась в 1988 году в Москве. Закончила Московский Государственный Университет Печати (2012) и Институт проблем современного искусства (2016), участник Программы обмена для художников с Университетом Голдсмитс (2016). Победитель Brewhowse Art Prize 2016 в номинации environment. Лиза работает с site-specific инсталляцией, видео, графикой и фотографией. В своих работах Лиза обращается к вопросам о границах приватности, эскапистских практиках, неврозах и синдромах пост-информационного общества. Избранные групповые выставки: "Borderline conditions" (MERES Multifunctional space, Никосия, 2017); "Что-то пошло не так" (Солянка ВПА, Москва, 2017); "Brewhowse Art Prize" (Москва, 2016); "Facade Under Construction", "Pop-up exhibition" (ул. Мельникова, 3, Москва,2016); "Between the lines" (GRAD Gallery, Лондон, 2016); "Ритуалы искренности" (Центр искусства и музыки ЦГПБ им. В.В. Маяковского, Санкт-Петербург, 2016); "Вернем 15% при покупке комплекта" (Галерея "Богородское", Москва, 2015).

Илина Червонная родилась в 1983 году в Москве. Закончила Институт проблем современного искусства (2016), участник Программы обмена с Университетом Голдсмитс (2016). Работает с видео, инсталляцией, скульптурой и звуком. Победитель Brewhowse Art Prize 2016 в номинации environment. Предметом текущего интереса художницы является сконструированная аполитичность и повышенная внушаемость, искажение и переосмысление восприятия, воспроизводство воспоминаний, реконструирование вторичной реальности. Избранные выставки: "Borderline conditions" (MERES, Никосия,2017; "Что-то пошло не так" (Солянка ВПА, Москва, 2017); "Between the lines" (GRAD Gallery, Лондон, 2016); "Ритуалы искренности" (Центр искусства и музыки ЦГПБ им. В.В. Маяковского, Санкт-Петербург, 2016); "Горизонты событий" (Параллельная программа 6-й Московской Биеннале, Москва, 2015).

Контакты для прессы: a@annadyulgerova.com, katya@sao.ru


Вопросы и замечания к  вебмастеру 
Последнее обновление: 08/05/2018