1997:

Характер внутренних движений газа в 7200 облаках НI во внешней области Галактики исследован по данным обзора HI на РАТАН-600. Выяснилось, что влияние турбулентности, как основного механизма движения газа не существенно, но обнаружено, что 36% облаков вращаются. Распределение осей вращения облаков в пространстве случайное, что приводит к заключению о столкновениях облаков, как основному источнику их вращения.

По результатам наблюдений на БТА впервые обнаружены периодические вариации оптического излучения гамма, рентгеновского и радио пульсара GEMINGA. Его яркость составляет 26.0+/-0.4m в В полосе, т.е. он является самым слабым из известных оптических пульсаров. Кривая блеска объекта состоит из двух импульсов, фазы которых совпадают с фазами импульсов в гамма-диапазоне, а ее форма согласуется с предположением о 100% модуляции, что свидетельствует о нетепловом происхождении подавляющей доли оптического излучения.
(Совместно с колледжем Галлуэй, Ирландия).

По наблюдениям в радиолинии 21 см на радиотелескопе РАТАН-600 обнаружены две расширяющиеся оболочки межзвездного газа, одна из которых окружает протяженный тепловой радиоисточник Лебедь Х, другая, меньшего диаметра, располагается вокруг остатка вспышки сверхновой звезды в этом комплексе. Определены физические параметры оболочек и выяснена их природа. Оценка возрастов оболочек по их кинематике показывает, что в этой области звездообразование может быть инициировано ударной волной от звездного ветра богатой звездной ассоциации Cyg OB2.

В 80-дневном мониторинге на РАТАН-600 по исследованию галактических рентгеновских двойных систем на шести частотах (1.38-31 см) впервые зарегистрированы несколько радиовспышек в Cyg X-3. Обнаружена значимая антикорреляция уровня мягкого рентгеновского и радиопотока в период мощной вспышке 12 июня 1997, в то время как в спокойный период его рентгеновское и радиоизлучение коррелируют. Глубокое предвспышечное падение потока за 10 дней до мощной вспышки, по-видимому, связано с временным исчезновением струй. В начале вспышки в процессе излучения доминирует обратный комптоновский эффект на генерируемых релятивистских частицах. Вспышка затухает в процессе последующего адиабатического расширения струйных выбросов.

В результате спектроскопических наблюдений на БТА показано, что обладающий мощным ИК-излучением пекулярный гипергигант IRC 10420 изменил за последние 20 лет эффективную температуру атмосферы с 6000 до 8500 К и находится на редко наблюдаемой стадии перехода к звезде типа Вольф-Райе.

В процессе выполнения на БТА спектроскопического обзора звездообразных объектов из каталога IRAS у ряда объектов обнаружен новый тип оптических спектров - молекулярные эмиссии, возникающие в околозвездных оболочках за счет механизма резонансной флуоресценции.

Последнее обновление: 07/09/2011