1999:

На 6-метровом телескопе с помощью интерферометрии в инфракрасном диапазоне спектра 1.6-2.2 мкм впервые с предельным угловым разрешением 0.07" изучена структура облаков газа вокруг углеродной звезды IRC+10216, находящейся на последнем этапе эволюции - превращения в планетарную туманность. Обнаружена биполярная структура фрагментов облаков, прослежена динамика внутренней части туманности и оценена скорость разлета облаков 15 км/с.

На основании данных наблюдений на БТА в течении последних 15 лет показано, что формирование магнитных химически пекулярных звезд происходит за время 105-106 лет в момент прихода звезд на линию нулевого возраста Главной последовательности, когда атмосферы звезд стабилизируются.

По наблюдениям на радиотелескопе РАТАН-600 и данным обзора NVSS обнаружен новый остаток вспышки сверхновой G16.2-2.7, который принадлежит к классу оболочечных остатков с высокой линейной поляризацией. Получены расстояние 6.5 кпк до источника и диаметр оболочки остатка 35 пк.

Изучено взаимодействие трех остатков сверхновых с межзвездной средой. Вокруг старого оболочечного остатка S147 найдена мощная расширяющаяся оболочка HI, параметры которой (масса - 3*105 Мo, кинетическая энергия более 1051 эрг) позволяют оценить темп накачки энергии в межзвездную среду в результате вспышек сверхновых.

Последнее обновление: 27/01/2011