2009:

Изображение белого карлика в двойной системе СН Лебедя.
На БТА с применением спекл-интерферометрии впервые получено изображение аккрецирующего белого карлика в необычной симбиотическй двойной системе СН Лебедя. Из измерений углового расстояния между компонентами пары (0.042") и разности блеска (2m) определены период движения по орбите в 15.6 лет и массы компонент: 2.0M для красного гиганта и 0.7M для белого карлика. Установлено, что коллимированные истечения газа из системы не совпадают с нормалью к плоскости орбиты двойной звезды.
(Для контактов - Ю.Ю.Балега)

Новая звезда типа Вольф-Райе в Галактике.
Открыта новая звезда Вольф-Райе азотной последовательности из редкого подтипа, промежуточного между LBV и WR, в ветрах которых еще есть водород. Звезда находится в центре кольцевой ИК-туманности диаметром 2пк. Определены параметры звезды Т=40кК, в ее оболoчке только 20% водорода, Av=7.4m, lgL/L=5.3, темп потери массы 10-4.7M в год, расстояние 4.2кпк. Обнаружено, что пекулярная скорость звезды составляет ~50 км/с., и она была выброшена из молодого скопления звезд.
Совместно с ГАИШ МГУ, Университетом в Потсдаме и Университетом в Бохуме (Германия) (для контактов - Фабрика С.Н.)

Магнитные поля химически пекулярных звезд
На основании наблюдений на 6-м телескопе и литературных данных с высокой надежностью показано, что химически пекулярные звезды с сильными депрессиями в распределении энергии в континууме имеют в среднем в 2 раза большие магнитные поля и в 3 раза большие периоды вращения, чем звезды со слабыми депрессиями. Это является дополнительным доказательством того, что медленное вращение звезды является важным фактором, способствующим возникновению феномена магнитных химически пекулярных звезд.
(Для контактов - Романюк И.И.)

Дрейф максимумов радиовспышек микроквазара LSI+61d303.
При сравнении наблюдений 2003 и 2009гг. на РАТАН-600 кривых блеска микроквазара LSI+61d303 в течение 5 и 6 орбитальных периодов (P=26.5d) обнаружено, что средние по периоду максимумы вспышек происходили в фазе орбитального периода 0.500.05 и 0.700.05 при фазах сверхорбитального периода (P=1667d) 0.65 и 0.0 соответственно. В обоих сетах максимумы наступали позже на низких частотах. Причиной модуляции синхротронного излучения сверхорбитальным периодом, вероятно, является прецессия струйных выбросов.
(Для контактов - С.А.Трушкин)