Результаты научных исследований по тематике "Метагалактика"

2020:

Восстановление трехмерной структуры газо-пылевой области Sh-S235
Предложен новый метод исследования пространственной структуры газо-пылевых облаков вокруг галактических областей ионизованного водорода. Анализ распределения яркости в оптических эмиссионных линиях, полученных с помощью фотометра с перестраиваемым фильтром MaNGaL на 1-м телескопе САО РАН, позволил построить карты распределения электронной плотности и пылевого поглощения в галактической туманности Sh-S235. Сопоставление этих данных с инфракрасными наблюдениями спутника AKARI позволило понять пространственное распределение нейтрального вещества вокруг ионизованного «пузыря», окружающего молодую горячую звезду: дальняя стенка оказалась значительно плотнее ближней. Эту методику предполагается использовать для исследования пространственной структуры других близких областей звездообразования.
Авторы: Моисеев А.В., Уклеин Р.И. (САО РАН) в кооперации с Кирсановой М.С., Боли П.А., Вибе Д.З. (ИНАСАН, МФТИ)
1. M. S. Kirsanova, P. A. Boley, A. V. Moiseev, D. S. Wiebe, R. I. Uklein, 3D structure of HII region Sh2-235 from tunable filter optical observations, 2020, MNRAS, 497, 1050

Новый метод измерения радиуса сублимации пыли в активных ядрах галактик по поляриметрии широких линий
Разработан новый метод определения внутреннего радиуса пылевого тора, окружающего центральные области активных ядер галактик (АЯГ), на основе эхокартирования широких эмиссионных линий в поляризованном свете. В АЯГ 1 типа наблюдается экваториальное рассеяние на пылевом торе, проявляющееся в специфических особенностях профиля широких линий в поляризованном свете. Временная задержка между потоком в неполяризованном континууме и в поляризованной линии определяет расстояние до области рассеяния, где среда становится оптически толстой, а температура – достаточно низкой для образования пыли. Метод был впервые применен к сейфертовской галактике Mrk 6, спектрополяриметрические наблюдения которой проводились в 2010-2013гг на БТА при помощи SCORPIO-2. Радиус сублимации составил ~100 св. дней (0.0002 сек. дуги), что уточнило размер области рассеяния в 2 раза относительно оценок, полученным по данным ИК-интерферометрии на телескопах Кека.
Авторы: Шабловинская Е.С., Афанасьев В.Л. (САО РАН) в кооперации Попович Л. (Астрономическая обсерватория Белграда, Сербия)
1. Shablovinskaya E.S., Afanasiev V.L., Popoviс L.С. Measuring the AGN Sublimation Radius with a New Approach: Reverberation Mapping of Broad Line Polarization, 2020, ApJ, 892, 118. doi:10.3847/1538-4357/ab7849

Исследования реликтового микроволнового излучения (РИ)
На основе оригинальных разработок методов анализа результатов космологических экспериментов WMAP (NASA) и Planck (ESA) создан программно-алгоритмический комплекс GLESP, широко используемый многим космологами в России и за рубежом. За десять лет были реализованы: новая эффективная методика пикселизации радиокарт на полной сфере, анализ спектра мощности флуктуаций РИ для различных способов учета фоновых излучений Галактики, математический аппарат изучения статистических свойств флуктуаций микроволнового фона.
В ходе применения GLESP впервые в России автором подробно проанализированы важнейшие результаты современной наблюдательной космологии и будущие ключевые радиоастрономические эксперименты. В ходе этой работы были опубликованы четыре научных обзора, посвященные свойствам РИ и решающему вкладу подобных исследований в развитие современной космологической модели.
Авторы: Верходанов О.В. (САО РАН)
1. О.В. Верходанов, Поиск негауссовости в наблюдательных данных по реликтовому микроволновому фону. Успехи физ. Наук 182, 1177-1193 (2012)
2. О.В. Верходанов, А.Г. Дорошкевич, Cистемы пикселизации неба для анализа протяженного излучения Успехи физ. Наук 183, 849-862 (2013)
3. О.В. Верходанов, Космологические результаты космической миссии "Планк". Сравнение с данными экспериментов WMAP и BICEP2. Успехи физ. Наук 186, 3-46 (2016)
4. О.В. Верходанов; "Реликтовое излучение и современная космологическая модель"; Астрономический Ж., 2021, Т. 98, No3, с. 179-196

Нейтрино высоких энергий рождаются в радио-ярких блазарах
Нахождение источников астрофизических нейтрино и изучение механизмов их образования крайне важно для понимания высокоэнергетичных процессов во Вселенной, включая ускорение релятивистских протонов. Используя данные нейтринного телескопа IceCube, наблюдения на международных радиоинтерферометрических сетях и на РАТАН-600 САО РАН обнаружено, что нейтрино широкого спектра энергий рождаются в центральных областях ярких блазаров, то есть активных галактик со струями, направленными на наблюдателя. Показано, что области прихода нейтрино сверхвысоких энергий (от ТэВ до ПэВ) совпадают с положением ярких квазаров на небе, а моменты их прихода - с мощными вспышками синхротронного излучения в компактных джетах этих объектов. Полученные результаты позволят лучше понять свойства центральных машин АЯГ как ускорителей массивных частиц - протонов.
Результат получен совместно с АКЦ ФИАН, ИЯИ и МФТИ.
Авторы: Сотникова Ю.В., Эркенов А.К., Нижельский Н.А., Цыбулев П.Г., Жеканис Г.В., Бурсов Н.Н.(САО РАН) совместно с Ковалев Ю.А., Ковалев Ю.Ю., Соколовский К.В., Войцик П.А., Попков А.В. (АКЦ ФИАН), Плавин А.В. (МФТИ), Троицкий С.В. (ИЯИ РАН)