Результаты научных исследований по тематике "Метагалактика"

2018:

Обнаружение внутри суточной переменности направления вектора поляризации радиоисточника S5 0716+714
В феврале 2018 г. на 6-м телескопе БТА САО РАН с помощью универсального спектрографа SCORPIO был проведён мониторинг изменения блеска и поляризации яркого радиоисточника S5 0716+714, классифицируемого как объект типа BL Lac. Методика наблюдений, при которой одновременно измерялись три параметра Стокса I,Q и U поляризованного излучения, позволила добиться точности поляриметрических измерений лучше 0.1%. Анализ ряда наблюдений, полученного в течение 9 часов с временным разрешением около 70 секунд, показал наличие переменности интегральной яркости и направления вектора поляризации на временах порядка 1.5 часов. В предположении, что оптическое поляризованное синхротронное излучение джета генерируется в спиральном магнитном поле на расстоянии меньше 0.01 парсека от ядра, была получена оценка линейного размера излучающей области порядка 10 а.е. Численное моделирование наблюдаемой поляризации в джете показало также наличие прецессирующего спирального магнитного поля с периодом прецессии около 15 дней.
Авторы: Шабловинская Е.С., Афанасьев В.Л. (САО РАН)
1. E.S. Shablovinskaya, V.L. Afanasiev The intraday variations of polarization vector direction in radio source S5 0716+714, 2019, MNRAS, Volume 482, Issue 4, p.4322-4328

Обнаружение системы газовых облаков, подсвеченных активным ядром галактики Mrk 6
На 6-м телескопе САО РАН изучены распределение, движение и состояние ионизации газа в галактике Mrk6. В эмиссионных линиях ионизованного газа обнаружены протяженные филаменты, уходящие далеко за пределы диска галактики, до 40 кпк от ядра. Среди близких изолированных галактик такая газовая система является уникальной. Весь комплекс полученных данных удается объяснить в предположении, что наблюдаемый газ захвачен из межгалактической среды и подсвечен жестким излучением активного галактического ядра. Таким образом, активное ядро оказалось своеобразным «прожектором», позволившим напрямую увидеть процесс захвата галактикой газа низкой плотности. Глубокие изображения, полученные на 1-м телескопе Шмидта Бюраканской астрофизической обсерватории НАН (Армения), показывают отсутствие каких-либо звездных структур (приливных хвостов, разрушенных спутников), связанных с газовыми филаментами.
Авторы: Смирнова А.А., Моисеев А.В., Додонов С.Н. (САО РАН)
1. Smirnova A.A., Moiseev A.V., Dodonov S.N., "A close look at the well-known Seyfert galaxy: extended emission filaments in Mrk 6", 2018, MNRAS, v. 481, p. 4542

Создание каталога близких пустот и населяющих их галактик
Пустоты (войды) - элементы космической паутины, видимой в распределении материи. Они занимают более 75% объема Вселенной, но содержат лишь 15% ее массы. Наблюдаемые свойства пустот и галактик, их населяющих, являются важной частью данных для сопоставления с предсказаниями формирования и эволюции структур в современных космологических моделях. Впервые сформирован каталог 25-ти близких (на расстояниях до 25 Мпк) войдов, покрывающих всю небесную сферу. Войды, имеющие размеры от 14 до 35 Мпк, ограничены большими галактиками с инфракрасной (K-полоса) светимостью выше чем 20 млрд. L(solar)_K. Определена выборка 1354 галактик, населяющих эти войды. Их "голубые" (B) светимости попадают в диапазон 0.2 млн - 7 млрд L(solar)_B, при медианном значении около 100 млн. Из них, 1088 объектов являются "внутренними" галактиками войдов, с расстояниями до больших галактик более 2 Мпк. Эта выборка галактик войдов является базовой для более детального исследования как свойств галактик, так и структуры войдов. Описаны статистические свойства галактик близких войдов, включая морфологию и долю галактик ранних типов, скучивание, содержание газа. Показан потенциал новой выборки для поиска необычных, наиболее молодых галактик ближней Вселенной.
Авторы: Пустильник С.А., Теплякова А.Л., Макаров Д.И. (САО РАН)